Одним из самых распространённых терминов в современном политическом лексиконе стали «ценности». Под ними имеются в виду основные принципы устройства семьи, общества и государства, разделяемые большинством граждан. Знаете ли вы, что фактически представляют собой европейские ценности?
Единого признанного списка европейских ценностей нет, хотя они и закреплены в статье 2 Договора о Евросоюзе после внесения изменений, предусмотренных Лиссабонским договором:
«… уважение человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, верховенства закона и уважения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Эти ценности являются общими для совокупности государств-членов, которая характеризуется плюрализмом, недискриминацией, терпимостью, справедливостью, солидарностью и равенством между женщинами и мужчинами».
В преамбуле Хартии Евросоюза по правам человека эти ценности-принципы изложены так:
- принцип уважения человеческого достоинства;
- принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
- принцип равенства;
- принцип солидарности;
- принцип демократии;
- принцип правового государства.
Подчёркивается, что они основаны на духовном, нравственном и историческом наследии народов Европы.
Вспомним некоторые факты этого исторического наследия.
Колониальная эпоха в развитии Европы связана с опустошением европейскими предпринимателями и работорговцами африканского континента. Жесточайшее подавление восстаний в колониальной Индии английскими войсками. Европейские переселенцы с их оружием и новыми болезнями практически полностью уничтожили американское коренное население. До 60-х годов прошлого столетия коренные жители Австралии считались частью фауны.
На протяжении многих веков в Европе людей сотнями тысяч уничтожали только по национальному и религиозному признаку: реформация, инквизиция, альбигойские войны. Именно в Европе начали свои воинственные кровавые походы крестоносцы? Прогрессивные протестанты в свое время сожгли тысячи «колдунов» и «ведьм». В Европе зародились и нашли воплощение фашизм и нацизм. В Британии XIX столетия детей за кражу вешали. В Англии судили за то, что крестьяне были нищими и бездомными, вплоть до смертной казни.
Несмотря на эти факты расизма и геноцида один из выдающихся русских мыслителей XIX века П.Я. Чаадаев так определил европейские ценности:
«Это — идеи долга, справедливости, права, порядка. Они родились из самых событий, образовавших там общество, они входят необходимым элементом в социальный уклад этих стран. Это и составляет атмосферу Запада; это — больше, чем история, больше, чем психология: это физиология европейского человека».
Но разве можно назвать религиозной терпимостью запрещенные во Франции хиджабы либо голландские комиксы об исламе? Почему голландцы всё больше присматриваются к консервативным ценностям при разрешенной платной любви и марихуане?
В различное время, разные слои населения, в разных государствах в это понятие вкладывали и вкладывают свой смысл. Почему европейские ценности представляются своеобразным «эталоном» и почему к ним следует стремиться – это предмет отдельного исследования. Трагедия Сербской Краины, бомбардировки Югославии, кровавый переворот и гражданская война на Украине – это тоже попытки следовать канонам европейских ценностей?
Безусловно, есть некие ценности, которые действительно создали современную Европу. В философии под ценностями имеются в виду оптимальные условия для достижения человеком его целей в жизни, способы достижения этих целей и их последствия для других людей, определяемые в нравственных категориях добра и зла. Пожалуй, именно человеческие качества следует определить как основу не только европейских, но и общечеловеческих ценностей. Со временем человеческие ценности могут эволюционировать, но их основа должна оставаться стабильной.
Среди множества точек зрения на европейские ценности остановимся на взгляде Жюля Верна – одного из десяти самых переводимых писателей в мире. Начало промышленной революции середины XIX века потребовало новых знаний, устремлений и навыков. Необходимо было сформировать облик нового человека удовлетворяющего изменившимся требованиям эпохи, определить приоритеты в развитии техники, показать необходимость приобретения и использования знаний. В большей степени это удалось Жюлю Верну, поэтому его книги читают и, надеемся, будут читать подрастающее поколения и взрослые.
Многое удалось предвидеть Жюлю Верну. В своих произведениях он предсказал научные открытия и изобретения в самых разных областях:
- широкое использование алюминия – «С Земли на Луну»;
- строительство Транссибирской железнодорожной магистрали – «Клодиус Бомбарнак. Записная книжка репортера об открытии большой Трансазиатской магистрали (Из России в Пекин)»;
- роходимость Северного морского пути за одну навигацию – «Найдёныш с погибшей «Цинтии»;
- акваланг – «Двадцать тысяч льё под водой»;
- видеосвязь и телевидение – «Париж в XX веке»;
- летающие аппараты тяжелее воздуха – «Властелин мира», «Робур-Завоеватель», «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака»;
- космические полёты – «Гектор Сервадак», «С Земли на Луну прямой дорогой за 97 часов 20 минут», «Вокруг Луны».
Предсказания Жюля Верна
Во времена Верна подводные лодки уже существовали, однако технические характеристики «Наутилуса» превосходят подводные лодки XXI века. Даже не сбывшиеся предсказания послужили толчком к новым открытиям:
- не оказалось земли на Северном полюсе («Приключения капитана Гаттераса») и океана на Южном полюсе («Двадцать тысяч льё под водой») – зато появилась плеяда исследователей севера: Руаль Амундсен, Фритьоф Нансен, Роберт Пири, Умберто Нобиле, Седов Г.Я., Русанов В.А., Брусилов Г.Л., Роберт Скотт;
- не возможен пилотируемый полёт на Луну в пушечном снаряде – но именно эта «ошибка» послужила началом изучения теории космических полётов К.Э. Циолковским и вдохновляла первых строителей ракет.
Подсчитано, что из 108 идей Жюля Верна сбылись или скоро сбудутся 64, 34 идеи писателя уже осуществились, нереальных же всего 10. Верн сам говорил, что в его сбывшихся идеях не было никаких пророчеств, просто он внимательно следил за развитием науки и старался понять ее движение.
«Сила Жюля Верна состоит в том, что он ничего не изобретает, но уже существующее в реальности умеет изучить так внимательно, что оно раскрывает свои секреты и заложенные в нём возможности».
В честь Жюля Верна названы:
- первый автоматический грузовой космический корабль серии ATV, разработанный ЕКА;
- кратер на Луне диаметром 146 км.
Названы именем Жюля Верна
В 2005-2006 годах монетный двор Франции отчеканил 23 монеты из золота, серебра и меди в память 100-летия со смерти Верна. 25 июня 2012 года в рамках нумизматической серии «Регионы Франции» была выпущена серебряная монета номиналом 10 евро, представляющую регион Пикардия, где писатель прожил до конца своей жизни.
Произведения Жюля Верна на монетах Франции
Всего Жюль Верн написал 66 романов, в том числе неоконченных, опубликованных в конце XX века, более 20 повестей и рассказов, более 30 пьес, несколько документальных и научных работ. Творчество Жюля Верна проникнуто романтикой науки, верой во благо прогресса, преклонением перед силой мысли.
В романах Жюля Верна присутствуют не только описание техники, путешествий – яркие, живые образы благородных героев (капитан Гаттерас, капитан Грант, капитан Немо) и симпатичных чудаковатых учёных (профессор Лиденброк, доктор Клоубонни, кузен Бенедикт, географ Жак Паганель) формируют собирательный образ человека, который отвечал требованиям нового времени – времени знаний и новых возможностей.
Среди произведений Жюля Верна роман «Таинственный остров» выделяется по нескольким причинам:
- экстремальные условия жизни на необитаемом острове заканчиваются не победой человека над природой, а картиной возможности использования природных богатств для службы человеку;
- впервые показана слаженная работа команды – группы людей объединённых одной целью, стремящихся поддержать каждого;
- этот роман завершает действие двух предыдущих романов ‑ «20 000 льё под водой» и «Дети капитана Гранта» объединяя эти произведения в цикл под названием «Необыкновенных путешествиях».
В романе рассказывается история нескольких человек, занесенных на воздушном шаре на необитаемый остров, затерянный в бескрайних просторах южной части Тихого океана. Герои романа во время полета выбросили в море, как балласт, всё ‑ снаряжение, оружие, провизию, золото, вплоть до карманных ножей и спичек. Потерпевшие крушение, попав на остров, не приходят в уныние. Они принимаются за работу и неустанным трудом создают своё благополучие.
Основными действующими лицами романа являются пять колонистов:
- Сайрес Смит – ученый, инженер, знания и умения которого позволяют взять все необходимое от природы острова и применить во благо.
- Верный слуга Сайреса Смита – темнокожий Наб, который на протяжении четырех лет был отменным поваром для поселенцев острова.
- Гедеон Спилит – интеллигент, журналист, который все время пребывания на острова ведет дневник поселенцев острова, любым инструментом он владеет так же отменно, как и своим журналистским пером.
- Моряк Пенкроф – отважный моряк, настоящий морской волк.
- Герберт Браун – сын капитана корабля, на котором раньше плавал Пенкроф.
Портреты героев романа «Таинственный остров» в рисунках П. Луганского
На острове собраны все богатства природы, какие только могут понадобиться для труда. Благодаря знаниям инженера Смита и своему уму, колонисты сумели поставить себе на службу животных, растения, минералы, то есть все три царства природы. Главная мысль романа в том, что человек может выжить в любых условиях, если он вооружен знаниями.
Люди сильны только в обществе, в коллективе. Тот, кто хочет жить и бороться в одиночку, пусть даже за правое дело, обречен на гибель. К таким выводам приводит читателей Жюль Верн в своем произведении. Воспользуемся текстом романа «Таинственный остров» и познакомимся с героями и характеристиками данными им Жюлем Верном.
«Сайрес Смит, уроженец Массачусетса, был и первоклассным ученым. Правительство Соединенных Штатов поручило ему во время войны управление железными дорогами.
Это был худой, костлявый и сухопарый человек, с коротко остриженными седеющими волосами и густыми усами. Ему было около сорока пяти лет. Его характерная голова со сверкающими глазами и редко улыбающимся ртом – голова ученого и практика – напоминала изображение на древней медали или монете.
Сайрес Смит был одним из тех инженеров, которые в начале своей карьеры сами работали киркой или молотом, подобно генералам, начавшим военную службу рядовыми. Наряду с изобретательным умом он обладал и ловкими руками; мускулы его отличались редкой неутомимостью. Человек мысли и действия, он работал без напряжения, полный жизненной силы и неослабной настойчивости, не отступающей ни перед чем. Образованный, практичный, как говорится, «оборотистый», Сайрес Смит при любых обстоятельствах всегда владел собой.
Вдобавок ко всему, Сайрес Смит был храбр. В междоусобной войне он участвовал во всех битвах».
«Гедеон Спилет, корреспондент газеты «Нью-Йорк Геральд». Гедеон Спилет принадлежал к той удивительной породе английских и американских журналистов, которые ни перед чем не отступают, когда хотят получить точные сведения и в кратчайший срок сообщить их своей редакции. Этот человек отличался незаурядными достоинствами: решительный, энергичный, готовый ко всему, всегда находчивый, побывавший везде и всюду, солдат и художник одновременно. Он всегда мог дать хороший совет, не знал колебаний, не считался с опасностью, трудами и усталостью, когда предстояла возможность узнать что-нибудь новое – сначала для себя, а потом для своей газеты.
Неутомимый охотник за неизвестными, не опубликованными еще новостями, способный на невозможное, он был одним из тех неустрашимых наблюдателей, которые могут писать под градом пуль, набрасывая заметки среди рвущихся снарядов. Всякая опасность была ему желанной.
Как и Сайрес Смит, Гедеон Спилет не пропустил ни одной битвы и неизменно шел в первых рядах, с револьвером в одной руке и блокнотом – в другой. Карандаш ни разу не дрогнул в его пальцах. Он не загружал проводов телеграфа бесконечными депешами, как те, которые пишут и тогда, когда писать нечего, но каждое его сообщение, краткое, ясное, определенное, всегда освещало какой-нибудь важный вопрос.
Гедеону Спилету было не больше сорока лет. Это был высокий мужчина со светлыми, чуть-чуть рыжеватыми бакенбардами и спокойными, живыми, все замечающими глазами Эти глаза принадлежали человеку, привыкшему сразу схватывать все детали окружающего.
Крепко сколоченный, он закалился благодаря пребыванию во всех климатах, как закаляется клинок от холодной воды Уже десять лет Гедеон Спилет был официальным корреспондентом «Нью-Йорк Геральд» и занимал его столбцы не только сообщениями, но и рисунками, ибо он владел карандашом не хуже, чем пером. Перед тем как его взяли в плен, он был занят описанием и зарисовками боя.
Гедеон Спилет, очень талантливый журналист, который всему учился, чтобы иметь возможность обо всем говорить, должен был оказать большую помощь в колонизации острова как своей головой, так и руками. Он не отказывался ни от какой работы. Будучи страстным охотником, Спилет легко мог превратить в ремесло то, что раньше считал только забавой».
«Моряк по имени Пенкроф, мужчина лет тридцати пяти-сорока, крепко сложенный, загорелый, с живыми, часто мигающими глазами и приятным лицом. Пенкроф был уроженец Северной Америки. Он объехал все моря на свете и пережил все необычайные приключения, какие только могут выпасть на долю существа о двух ногах. Следует добавить, что это был человек весьма предприимчивый, готовый на любой риск и ничему не удивлявшийся.
…он плавал по всем океанам, был плотником на корабельных верфях в Бруклине, младшим портным на кораблях, земледельцем и садовником во время отпуска и т. д. Как все морские люди, он был годен на все и все умел делать».
«В начале года Пенкроф приехал в Ричмонд по делам вместе с пятнадцатилетним мальчиком, сыном своего капитана, Гербертом Брауном из Нью-Джерси, которого он любил, как родного сына. Герберт, благородный и честный юноша, уже теперь очень сведущий в естественной истории, несомненно, мог принести немалую пользу общему делу».
Пятнадцатилетние герои часто встречаются в произведениях Жюля Верна. Для этого возраста приводятся и научные пояснения. Именно этот возраст является фундаментом будущего характера и свершений.
«К Сайресу Смиту пробрался один из его слуг, преданный ему всей душой. Этот смельчак был негр, родившийся в поместье родных инженера; его мать и отец были рабами, но Сайрес Смит, убежденный сторонник освобождения негров, уже давно дал ему вольную. Получив свободу, бывший раб не захотел расстаться со своим господином, готовый умереть за него. Это был парень лет тридцати, сильный, ловкий, проворный, спокойный, кроткий и сообразительный. Он отличался большой наивностью, услужливостью и добротой и постоянно улыбался. Звали его Навуходоносор, откликался же он на сокращенное Наб.
Когда Наб узнал, что его хозяин взят в плен, то, не колеблясь, покинул Массачусетс, добрался до Ричмонда и благодаря своей ловкости и хитрости сумел, неоднократно рискуя жизнью, проникнуть в осажденный город. Радость Сайреса Смита и восторг Наба, когда они увидели друг друга, не поддаются описанию.
Наб являл собой воплощенную преданность. Ловкий, сметливый, неутомимый и сильный, железного здоровья, он кое-что понимал в кузнечном деле и мог оказаться очень полезным колонистам».
Герои романа «Таинственный остров» в одноимённом фильме компании «Cine folies» 1973 г.
Воспользуемся ещё раз словами Жюля Верна:
«Поистине, трудно было бы собрать в одном месте пять человек, лучше приспособленных для борьбы с судьбой и более уверенных в победе!»
В романе фактически показано, как сложение усилий пяти человек позволяет получить новый качественный результат, не доступный отдельно каждому из этого маленького коллектива. Выделим индивидуальные составляющие, которые внёс каждый в достижение общего успеха.
- Сайрес Смит – образованность, знания, умения, храбрость, неутомимость, настойчивость, практичность, жизненная сила ‑ человек мысли и действия.
- Гедеон Спилит – решительность, неустрашимость, энергичность, находчивость ‑ солдат и художник одновременно.
- Пенкроф – предприимчивость, готовность к риску, умение делать всё своими руками ‑ плотник, портной, земледелец, садовник…
- Наб – преданность, сила, ловкость, неутомимость, спокойствие, сообразительность, кроме всего прочего – повар и кузнец.
- Герберт Браун – благородство, честность, устремлённость к знаниям.
Все приведенные характеристики и составляют европейские ценности, которые позволили Европе в конце XIX века стать континентом с наибольшими техническими возможностями.
«Таинственный остров» – это «робинзонада», но у неё есть значительные отличия. Даниель Дефо понимал, что человеку XVIII века выжить на острове без инструментов, оружия, запасов продуктов невозможно, поэтому все эти богатства он предоставил Робинзону с судов, потерпевших крушение возле острова.
«Робинзон Крузо», Даниель Дефо, иллюстрации Игоря Ильинского
Жюль Верн намеренно оставил своих колонистов один на один с необитаемым островом. Основная задача – показать, что человек технической цивилизации, вооружённый знаниями, в состоянии добыть всё необходимое. Об этом свидетельствуют и достижения колонистов.
«Таинственный остров», Жюль Верн
Техногенная цивилизация конца XX века такими героями похвастаться не может. Ирония над неспособностью современного человека применять свои знания вполне оправданна в фильме «Синьор Робинзон».
Художественный фильм «Синьор Робинзон»
«Таинственный остров» – не единственное произведение Жюля Верна, в котором приводятся характеристики героев и их поступков, соответствующих самым высоким моральным ценностям. Без особых комментариев вспомним некоторые эпизоды из романов Жюля Верна.
«Путешествия и приключения капитана Гаттераса»
«Доктору очень хотелось спокойно посидеть у себя в каюте и погрузиться в чтение арктических путешествий, но, по своему обыкновению, он задал себе вопрос: что в данный момент для него было бы неприятнее всего? Он тут же ответил себе, что подняться при такой температуре на палубу и принять участие в работе экипажа – перспектива далеко не заманчивая. Итак, верный раз усвоенной системе, Клоубонни вышел из своей тёплой каюты и стал помогать матросам тянуть судно».
«Дети капитана Гранта»
«Эдуарду Гленарвану было тридцать два года. Он был высокого роста, с несколько суровыми чертами лица, но необыкновенно добрыми глазами, настоящий житель поэтичной горной Шотландии. Он слыл человеком беззаветно храбрым, деятельным, великодушным, Фергусом XIX столетия. А главное – он был добрее самого святого Мартина, и, окажись на его месте, он не только поделил бы с нищим свой плащ, но отдал бы его весь».
«Надо еще упомянуть о майоре Мак-Наббсе. Это был человек лет пятидесяти, с правильным, спокойным лицом, с прекрасным характером: скромный, молчаливый, мирный и добродушный… Он никогда ни о чем не спорил, ни с кем не препирался, никогда не выходил из себя… Мак-Наббс был не только храбрым воякой, смельчаком, какими бывают все физически сильные люди, но, что гораздо ценнее, у него было и нравственное мужество – сила духа. Единственной его слабостью было то, что он был шотландцем с головы до ног, настоящим сыном Каледонии, и упорно придерживался всех старинных обычаев своей родины».
«Глаза скрывались за огромными круглыми очками, и особенная неопределенность во взгляде говорила о никталопии. Лицо у него было умное и веселое… Непринужденность и милая бесцеремонность этого незнакомца ясно показывали, что он умеет видеть в людях и вещах только хорошее».
«Пять недель на воздушном шаре»
«Отец молодого Фергюссона, честный капитан английского флота, с самого раннего возраста приучил сына к опасностям и приключениям своей профессии. Славный мальчик, по-видимому, никогда не знавший, что такое страх, рано проявил живой ум, исследовательские способности и удивительную склонность к научной работе; кроме того, он обладал редким умением выходить из затруднительных положений. Ничто никогда не ставило его в тупик: даже когда он впервые взял в руку вилку, и то он не растерялся, как это бывает обыкновенно с детьми. Рано пристрастился он к чтению книг о смелых похождениях и морских экспедициях, возбуждавших его фантазию…»