Тренинг «Кризис современного общества» цикла «Курс патриотического воспитания» посвящён проблемам человечества как целого, критике потребительской модели социума и анализу возможных перспектив его развития. Как говорят военные, есть только два важных вопроса: где мы находимся и куда наступать? Этот тренинг посвящён поиску ответа на первый вопрос.
Группа: 12-24 человека, старшие школьники или студенты.
Продолжительность: 80 минут.
Обеспечение: аудитория, мультимедиа-проектор, экран, компьютер, колонки, флеш-карта с материалами (тренинг, тексты, графические материалы, викторина, короткометражные фильмы «Будущее началось» и «Дополненная реальность»), 3 пакета с заданиями (названия групп глобальных проблем человечества, текст смежной команды для сверки, фрагменты текста для сборки), 24 конфеты в мешке.
Вступление — Эпоха Возрождения
Какой период в обозримой истории человечества вы бы назвали самым загадочным и судьбоносным?
[обсуждение]
Эпоха Возрождения! Именно в этот период истории человечества представления о ряде ключевых понятий удивительным образом изменились на свои противоположности. Посмотрите на приведенную таблицу.
Эпоха Возрождения — это несколько сотен лет между XIV и XVI веками, в течение которых неожиданно появилась совершенно новая концепция устройства общества. Концепция, которая легла в основу прогрессивной цивилизации, в настоящее время практически полностью вытеснившей традиционную, которая доминировала на протяжении всей предыдущей обозримой истории человечества.
Лежащий в основе прогрессивной цивилизации светский гуманизм позволил Западу в исторически короткие сроки сформировать человека нового образа мышления и из окраины мира превратить Европу, а позднее США и прочие периферийные, ныне развитые, государства в господствующую силу в мире.
Однако сейчас прогрессивная цивилизация с её потребительской моделью общества подошла к своему пределу, когда необходим не количественный, а качественный скачок, который позволил бы человечеству выжить. Так или иначе, но прогрессивная модель исчерпала себя — и мы сейчас разберём почему.
Формирование команд — Глобальные проблемы человечества
В наиболее общей форме кризисные явления, затронувшие современное общество, проявились в виде глобальных проблем, с которыми имеет дело человечество как целое. От эффективности решения этих проблем так или иначе зависит судьба каждой из стран, где бы они ни находились.
Глобальные проблемы человечества могут быть объединены в три большие группы:
- Проблемы «общество-общество» — это проблемы, которые связаны с отношениями между социальными общностями человечества, то есть между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и культурными характеристиками.
- Проблемы «общество-природа» — это проблемы, которые связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера.
- Проблемы «общество-человек» — это проблемы, которые связаны с возможностями общества по удовлетворению потребностей индивидов.
[разложить пакеты с названиями групп]
Сейчас я попрошу каждого из вас по очереди подойти ко мне и взять карточку с названием одной из глобальных проблем человечества. Ваша задача — зачитать название, определить, к какой группе относится данная проблема, и стать возле соответствующей таблички.
[выполнение задания]
Теперь я хочу, чтобы каждая из образовавшихся групп заняла своё место. Садитесь поближе друг к другу — вам предстоит работать в команде.
Лекционный материал — Смысловой пазл
Наверняка вам доводилось собирать пазлы. Сейчас мы займёмся тем же. Только если в обычном пазле вы собирали из фрагментов картинку, то здесь из смысловых фрагментов вам предстоит собрать текст.
Каждая команда получит пакет с заданием. В этом пакете: текст одной из команд-соперниц — по нему мы потом сверим, насколько они справились с заданием, и набор фрагментов текста, который вам предстоит собрать.
- Команда «общество-общество» — Почему современное общество в кризисе?
- Команда «общество-природа» — Смогут ли все жить как на Западе?
- Команда «общество-человек» — Как быть дальше?
Руководствуйтесь логикой и — удачи вам! В вашем распоряжении пять минут. По готовности — поднимайте руки.
[засечь время, прокомментировать очерёдность и время выполнения заданий]
А теперь давайте проверим, насколько точно каждая из команд справилась с заданием. Вам предстоит зачитать получившийся у вас текст, а контролирующая команда подсчитает число ошибок.
[по ходу изложения демонстрируются и комментируются графические материалы]
Сейчас я попрошу вас задуматься вот над чем. Знаете, как можно было выполнить это задание идеально — максимально быстро и без ошибок?
[обсуждение]
У каждой из команд, помимо разрозненных фрагментов, был ключ к выполнению задания другой команды. Представьте, сколько времени понадобилось бы вам, чтобы обменяться ключами и собрать свою часть пазла? А сколько бы вы при этом допустили ошибок?
В сотрудничестве — сила, потому что ваш итоговый результат меряется не по команде, которая справилась первой, а по той, которая справилась последней. А количество ошибок — лишь суммируется.
Точно так же и в обществе, до тех пор, пока мы будем конкурировать друг с другом, мы все будем проигрывать, а по-настоящему выиграть сможем лишь сотрудничая!
Закрепление материала — Викторина
Теперь давайте проверим, насколько хорошо вы слушали своих товарищей. Умение слушать и слышать друг друга — важная составляющая любых взаимоотношений, начиная с межличностных и заканчивая международными.
Сейчас мы устроим викторину. Поочерёдно я буду задавать вопросы каждой команде. За правильный ответ команда получит конфету.
- Вопросы для команды «общество-общество».
- Вопросы для команды «общество-природа».
- Вопросы для команды «общество-человек».
[после неправильного ответа вопрос повторяется аудитории, озвучивается правильный ответ, проигранные конфеты складываются на столе]
Знаете, что за конфеты остались на столе? Это не только цена вашей невнимательности. Это — цена вашей разобщённости, цена отсутствия сотрудничества.
Вопросы были подобраны таким образом, чтобы недостаточную внимательность могла компенсировать только помощь других команд, подсказки которых правилами не запрещались.
Видите, как легко заставить платить свою цену тех, кто конкурирует, а не сотрудничает. Победа возможна лишь в том случае, если вы действуете сообща!
Информация к размышлению — Прогноз
Ещё я бы хотел показать вам видео, которые демонстрируют прогноз футурологов относительно перспектив развития человечества.
Давайте обсудим то, что увидели. Насколько такое будущее приемлемо для вас? Каким бы вы хотели видеть своё будущее? Что для этого необходимо сделать?
[обсуждение]
Заключение — Мораль
На примере этого тренинга вы увидели, с какими проблемами столкнулось современное человечество, какие перспективы предлагает нам общество потребления, в какой ловушке мы можем оказаться.
Также искренне надеюсь, что вы поняли, насколько просто нас разделить на команды и насколько необходим совместный поиск путей формирования нашего общего будущего.
Благодарю за внимание! Мы все сегодня хорошо поработали. Давайте поаплодируем друг другу!