- Картина первая
- Картина вторая
- Картина третья
Одним из факторов, определяющих уровень развития цивилизации, является скорость передвижения. Уровень развития государства во многом определяется соотношением скорости передвижения, достигнутой цивилизацией, и скоростью передвижения в государстве. Этим соотношением определяются победы и поражения в военных действиях. Стремительные марши войск Суворова и Наполеона в конце XVIII-начале XIX века тому подтверждение. Скорость передвижения в то время определялась возможностями человека (3-5 км/час) или лошади (10-20 км/час). В начале XIX века появляются первые пароходы, паровозы, скорость передвижения увеличивается, уменьшается зависимость от ветра, погодных условий, времени суток.
В середине XIX века преимущества паровых двигателей проявились во время Крымской войны 1853-1856 годов. Отсутствие железнодорожного транспорта в Российской империи не позволило организовать снабжение гарнизона Севастополя, державшего героическую оборону города в течение 349 дней.
Наступала новая эпоха, и главной задачей для России стало строительство железных дорог на территории громадной империи. Для этого необходимо было перейти на новые технологии металлургического производства. Один из вариантов – перестройка металлургических предприятий Урала – был связан не только с большими затратами, но и с остановкой производства. Второй вариант – создание нового промышленного региона.
Выбор Донбасса был не случайным: расположение в Европейской части России, удалённость от границ империи, наличие относительно мягкого «южного» климата, наличие каменного угля и железной руды, проложенные дороги и созданные первые посёлки, шахты, рудники.
В истории Дикого поля началась новая глава – создание Донбасса, создание нового промышленного региона. Страницы этой истории (картины) можно рассматривать с различных точек зрения. Остановимся на общей истории региона, истории городов и истории жизни рабочих и шахтёров.
Картина первая
В начале XIX века на карте француза Ле Пле, сделанной по заказу Демидова, на территории Донбасса показаны только два города Артёмовск (Бахмут) и Мариуполь.
В последней трети XIX века в северном Петербурге возобладало мнение о неизбежности реформирования экономики государства Российского. Модернизация экономики России и коренное переустройство российской жизни во второй половине XIX века, явилось следствием поражения в Крымской войне 1853-1856 годов, отмены крепостного права в России в 1861 году и технической революции.
Техническое перевооружение Российской империи началось с решения транспортного вопроса путём постройки железных дорог. Вначале железную дорогу следует «придумать» – решить, что по ней будут перевозить (для этого необходимы экономисты), где она пройдёт (для этого необходимы геодезисты), как её построить (это задача инженеров-проектировщиков), как её обслуживать (этим занимаются инженеры-путейцы). Для строительства железной дороги необходимо научиться делать рельсы (это задача для металлургов), сделать паровозы и вагоны (это задача для машиностроителей), найти топливо для паровозов (это задача для горных инженеров), обеспечить связь и многое другое. Кроме инженеров, необходимо подготовить: машинистов, ремонтников, телеграфистов, строителей, шахтёров, металлургов. Это следовало делать быстро, комплексно, не забывая о мелочах.
Там, где проходила железная дорога, появлялись заводы, шахты и фабрики, но бывало, что железная дорога приходила к работающим шахтам и заводам. Строительство железных дорог было весьма прибыльным делом, финансировалось и всячески поддерживалось правительством, что приводило к коренным изменениям в облике региона, городов и посёлков. Удивляет скорость развития событий и темпы строительства.
В 1857 году в Петербурге было учреждено Главное общество железных дорог, а к началу 1870-х годов начали работать новые Курско-Харьковско-Азовская и Козлово-Воронежско-Ростовская железнодорожные магистрали, ставшие основными транспортными артериями Центра и Юга России. В 1870-1890 годах открылось движение по Константиновской (Никитовской), Донецкой каменноугольной и Екатериненской железным дорогам, соединившим внутренние районы Донбасса и Донецкий каменноугольный бассейн с Криворожским железорудным и Никопольским марганцево-рудным бассейнами.
В 1867 году в Лондоне создано «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производства». 18 апреля 1869 года общество заключило контракт с правительством Российской империи на организацию производства в Донецком бассейне. Первый чугун Юзовским металлургическим заводом выплавлен в 1872 году. В 1900 году в Донбассе уже выпускали продукцию Юзовский, Дружковский, Петровский (Енакиевский), Донецко-Юрьевский (Алчевский), Никополь-Мариупольский, Русский Провиданс (сейчас завод имени Ильича), Константиновский, Ольховский, Макеевский, Краматорский, Торецкий металлургические заводы.
В 1872 году образовано французско-бельгийское «Общество Южно-Русской каменноугольной промышленности», а в 1878 году в Донецком бассейне выдавали «на-гора» уголь 142 горных предприятия. Вначале 1880 года есаул войска Донского И.Г. Иловайский начал разработку рудника из пяти шахт, добывающих коксующийся уголь. В середине 1880-х годов И.Г. Иловайский построил Макеевский трубный завод, а в 1895 году его сын Дмитрий выступил инициатором создания «Российского Донецкого товарищества каменноугольной и заводской промышленности».
В 1870 году новороссийский генерал-губернатор Павел Коцебу предложил заложить в устье Кальмиуса морской порт, способный принимать крупнотоннажные суда, а уже 29 августа 1889 года в районе бывшей Зинцевской балки близ Мариуполя пароход «Медведица» принял на борт до 1000 тонн груза угля и металла для поставок на рынки Константинополя и Петербурга. В результате к началу XX века горнопромышленный Юг превратился в центр металлургической, чугунолитейной, сталепроволочной, рельсоизготовительной, химической (включая производство кислот и соды компанией Любимова и Сольвея недалеко от Лисичанска и киноварной ртути – на предприятии Александра Ауэрбаха близ Никитовки) и угледобывающей промышленности Российской империи.
Основой этого успеха стали пробные варки донецкой соли с применением каменного угля Никитой Вепрейским и Семёном Чирковым (1721-1722 года), изыскания русского инженера Григория Капустина (1721 год), опыт строительства Луганского металлургического завода под Бахмутом в середине XVIII века, угольные шахты в Лисичанске (построенные ещё в Екатеринославском наместничестве после 1783 года), геологическая карта Евграфа Ковалевского (1827 год), результаты экспедиции горного инженера подполковника А.И. Оливьери (1827-1828 года), технические разработки харьковского профессора Мевиуса (1867 год), угольные копи донецких помещиков Рутченко, Карпова, Рыкова и других (поселки Авдотьино, Алексеевка, Григорьевка, Александровка, Ларино, Любимовка, Ливино, Николаевка) и так далее.
За 30-40 лет усилиями предпринимателей Джона Хьюза (Юза), Дарена, барон де Маккара, И. Боннарделя, А.А. Фредерикса, А.А. Нева, Боссе, Генефильда, И.Л. Уманского, Г.И. Рубинштейна, Н.С. Авдакова, А.К. Алчевского, П.А. Карпова, И.П. Прохорова, Я.И. Древицкого, братьев Рутченко, семьи Иловайских, П.Н. Горлова, А.А. Ханжонкова, С.С. Полякова, огромного числа петербургских и московских инженеров и технических специалистов обширная область от Северского Донца до Приазовья превратилась в крупнейший промышленный центр Европы.
Исторически Донбасс формировался как целостный промышленно-хозяйственный комплекс, основанный на замкнутых производственных циклах: от криворожской руды и никопольского марганца, по Константиновской и Донецкой каменноугольным железным дорогам, через рутченковский кокс к юзовскому металлу и далее – в мариупольский порт или горловский (никитовский) и славянско-святогорский транспортный узел.
К 1913 году в Донбассе добывалось более 1,5 миллиарда пудов угля, что составляло 74% от добычи Российской империи. В Донбассе добывались почти все коксующиеся угли. На металлургических заводах Юга были самые большие в России доменные печи, работавшие с применением горячего доменного дутья. Новая техника и технология – бессемеровские и томасовские конвертеры, мартеновские печи – нашли с самого начала свое применение в сталелитейном производстве. В совершенствовании металлургического производства участвовали выдающиеся русские инженеры тех лет М.А. Павлов, В.Е. Грум-Гржимайло, М.К. Курако и другие.
Рост каменноугольной и металлургической промышленности способствовал развитию металлообрабатывающего производства. Среди металлообрабатывающих предприятий Донбасса выделялись Горловский завод горнорудного оборудования, Дебальцевский механический, Харцызский котельный. Возникли литейно-механические заводы в Константиновке, Горловке, развивалось кирпичное, цементное (заводы в Амвросиевке) производство.
В начале ХХ века в Донбассе начинает развиваться коксохимическая промышленность. Возникают Горловский, Макеевский, Рутченковский, Енакиевский и Краматорский коксохимические заводы. Всего в Донбассе к 1900 году существовало до 300 разного рода предприятий и заведений металлообрабатывающей, химической, местной обрабатывающей и пищевкусовой промышленности.
В начале XX века крупными промышленными центрами Донецкого края становятся: Горловка – 30 тыс. жителей, Бахмут (Артемовск) – более 30 тыс., Юзовка – около 30 тыс., Макеевка – 20 тыс., Енакиево – 16 тыс., Краматорск – 12 тыс., Дружковка – более 13 тыс. В период с 1900 по 1914 годы численность рабочего населения Донецкого региона увеличилась вдвое. Заселение степного Донбасса происходило не в приказном порядке, а на основе предпринимательского интереса.
На территории СССР разразился карабахский конфликт. Он вошел в историю перестройки, как один из самых острых кризисов национальных отношений, который перерос в 1988 году в вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном, двумя республиками, входившими в состав СССР.